Не-делание

Данная статья построена на основе выбранных цитат из книги Теун Марез «Возвращение воинов».

«Принцип не-делания очень легко понять, но его воплощение на практике требует мастерства, которого можно добиться только при условии жесткой дисциплины.

По существу, не-делание означает полную и постоянную бдительность и внимательное наблюдение за собственными эмоциональными реакциями. Такая непрерывная бдительность вселяет в ученика чувство отстраненности, которое обеспечивает его необходимым «пространством», позволяющим быть совершенно объективным. Широко известным фактом является то, что, если мы выступаем в роли объективных наблюдателей, мы видим ситуацию более ясно, чем в том случае, когда являемся ее участниками. Практика не-делания позволяет воину всегда оставаться объективным свидетелем — даже в тех ситуациях, в которые он глубоко вовлечен.

Воину необходимо быть не только совершенно бдительным и объективным, но и использовать в качестве движущей силы своих действий те эмоции, которые он испытывает в данный момент. Это очень важно, поскольку при этом его действия, во-первых, станут рефлекторными и быстрыми, а во-вторых, обретут ту спонтанность, которая обеспечивает их жизненность и действенность. Не-деланием просто невозможно заниматься, когда человек находится в полусонном состоянии.

Не-делание представляет собой процесс исполнения выбранной в данный момент роли, но, поскольку нам никогда не известно заранее, что принесет следующее мгновение, такое исполнение требует умения импровизировать. Вначале все испытывают с этим большие трудности, но по мере того, как человек развивает понимание самого себя, он может начинать предугадывать свои эмоциональные реакции. Обретение понимания самого себя является одной из причин важности техники перепросмотра. Очевидно, что чем лучше мы знаем самих себя, тем больше способны предвидеть; по этой причине заниматься не-деланием становится все легче и легче — помимо того, что это просто доставляет огромное удовольствие!

В процессе не-делания мы намеренно играем роль, диаметрально противоположную своему укоренившемуся и привычному поведению.
Если, к примеру, ученику не хватает уверенности, он будет упражняться в не-делании, намеренно играя роль человека, полностью уверенного в себе. Ученик прекрасно осознает тот факт, что это лишь игра, но, если он исполняет свою роль безукоризненно, окружающие будут убеждены в том, что он действительно уверен в себе. Отмечая такую реакцию зрителей на свое не-делание, ученик приободряется и начинает верить в свое умение играть выбранную роль.
Вначале это мало что меняет, но, если ученик достаточно часто ведет себя как уверенный человек, он медленно, но верно продолжает накапливать уверенность в своей способности разыгрывать уверенность в себе. Как только этот процесс начинается, ученик продолжает обретать все большую уверенность в выбранной роли, пока, наконец, не начинает жить этой ролью. Проживая свою роль, ученик со временем полностью подчиняется той роли, которую исполняет, и однажды, даже не заметив мгновения, когда произошло преображение, ученик осознает, что он стал уверенным в себе в полном смысле этого слова. Хотя в прошлом ему недоставало уверенности в себе, сейчас он становится олицетворением уверенности.

Игры, в которые мы играем с самими собой или с другими людьми, чрезвычайно полезны, поскольку, хотя в целом люди не осознают этого, эти игры представляют собой игры силы, подпитываемые намерением. Любая наша игра начинается просто как игра, но если мы играем в нее достаточно долго и хорошо, она превращается в реальность. Не-делание представляет собой игру воина — игру, в которую он играет с самим собой, что-то вроде психологического пасьянса. Именно это называется выслеживанием себя.
Играя в не-делание, воин способен вернуть себе потерянные нити и избавиться от нитей, чуждых его кокону.

Однако это далеко не последнее преимущество в следствие не-делания. Упражняясь в не-делании, воин понимает, что он медленно, но уверенно освобождает свою точку сборки и перемещает ее миллиметр за миллиметром. Аналогия поможет нам прояснить этот момент.
Если сравнить точку сборки с заржавевшей гайкой на болте наших устаревших привычек, то не-делание похоже на глубоко проникающее масло, причина, побуждающая к занятиям не-деланием подобна гаечному ключу, с помощью которого мы пытаемся открутить гайку, — а то, что мы называем побуждающей причиной, является не чем иным, как намерением! Со временем не-делание пропитывает и смягчает ржавчину социальной обусловленности, а наши постоянные попытки освободить гайку усиливают намерение до тех пор, пока оно не окажется достаточно мощным, чтобы сдвинуть гайку с места».

 

Рубрика 5. Копилка. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.

Обсуждение закрыто.