Сталкинг и манипулирование

Данная статья построена на основе выбранных цитат из книги Теун Марез «Возвращение воинов».

«Техника не-делания в действительности идентична сталкингу, или выслеживанию, поскольку не-делание представляет собой искусство выслеживания себя, в противоположность выслеживанию кого-то другого. Обе техники определяются как продуманное действие, целью которого является манипулирование.

Обучаясь тому, как следует освобождаться от ограничений социальной обусловленности, ученик должен учиться выслеживать как самого себя, так и всех окружающих. В этом отношении сталкинг других может на первый взгляд показаться аморальным, однако, по правде говоря, каждый мужчина, женщина и даже ребенок очень быстро учатся манипулировать окружающим миром и продолжают делать это в течение всей жизни. Тот факт, что все мы вовлечены в манипулирование, естественно, еще не оправдывает его, но внимательный подход к сталкингу делает совершенно очевидными различия между выслеживанием и обычным манипулированием.

С манипулированием в той форме, в какой оно обычно проводится, нельзя мириться независимо от того, кто в нем участвует. Когда один человек манипулирует другим с целью, чтобы тот выполнил его требования или принял его точку зрения, он в буквальном смысле слова навязывает ему свою волю. Навязывание своей воли другому существу по любым причинам является черной магией и сводится к насилию — физическому, эмоциональному или умственному. Люди постоянно прибегают к насилию по отношению к окружающим и в своем невежестве даже гордятся такими действиями.

Два различных примера помогут нам ясно понять это.

Представим себе человека, у которого есть работник по имени Джон. Джон очень молод и относится к работе с огромным энтузиазмом. Наблюдая за этим, его работодатель постоянно заверяет Джона в том, что если тот будет работать так же хорошо, то в этой компании его ожидает блестящее будущее. Окрыленный Джон работает все старательнее и проводит на работе все больше времени. Очень скоро он делает в два раза больше, чем требует его должность, но в своем рвении даже не задумывается о затрачиваемых силах.
Вскоре Джон получает прибавку к жалованию и повышение. Восхищенный результатами своих усилий, он берется за дело с еще большим пылом, а после второй прибавки к зарплате испытывает экстатическое счастье. Однако теперь он проводит на работе даже выходные. В результате у Джона нет времени ни на встречи с друзьями, ни на отдых дома. На самом деле, у него совсем не осталось свободного времени и он способен думать только о работе.
Следует признать, что счастливы и сам Джон, и его начальник. У его начальника никогда еще не было такого старательного работника, а Джон и мечтать не мог о таком честном и благодарном работодателе. Внешне все выглядит очень честно и справедливо, и Джон продолжает тратить всю энергию и время на свою работу. Наконец, он получает должность заместителя директора с соответствующими ей зарплатой, привилегиями и служебным автомобилем. Иными словами, Джон занимает прочное положение.

Однако за всем этим видимым успехом скрывается ужасная истина. Работодатель Джона эксплуатировал его энтузиазм по отношению к работе до тех пор, пока этот естественный интерес не превратился в стремление к успеху. В результате у него нет иной жизни, кроме работы, а жадность его начальника и самого Джона сделали из него не что иное, как машину для зарабатывания денег. Теперь он представляет собой не старательного и свободно мыслящего молодого человека, а обычного работника, пристрастившегося к своей работе так, как другие люди привыкают к спиртному или наркотикам. Джона соблазнили обещаниями славы, а затем подвергли умственному насилию. В своем невежестве он позволил этому случиться и даже испытывает к своему начальнику признательность за это.

Рассмотрим теперь случай девушки по имени Дженет, которая живет с матерью с того времени, как ее отец погиб в результате несчастного случая. Дженет всегда была примерной ученицей и дочерью, старательно училась в школе и помогала своей матери в любой работе в их небольшом доме. Закончив школу, Дженет хотела стать дизайнером одежды, однако эта идея не встретила одобрения у матери. Мать Дженет была очень тверда в своем решении и совершенно недвусмысленно объяснила дочери, что она сама так тяжело трудилась после смерти мужа только для того, чтобы Дженет могла пойти в университет и научиться чему-то стоящему.
Мать хотела, чтобы Дженет изучала медицину, и, хотя Дженет не испытывала никакого интереса к профессии врача, ей не хотелось разочаровывать маму. Будучи чуткой девушкой, она всегда осознавала, как напряженно работала ее мать, особенно после смерти отца. Теперь ее мать использовала собственную жертву в качестве рычага, позволяющего сыграть на присущем Дженет чувстве вины. В результате Дженет поддалась на уговоры и поступила в университет, а затем стала врачом.

Без малейших колебаний мать Дженет всегда подчеркивала, что Дженет добилась успеха в жизни именно благодаря ей; в попытках выразить свою благодарность за все, что сделала для нее мама, Дженет купила ей прекрасный дом и поселилась вместе с ней. Дженет не находит радости в своей работе, но характер заставляет ее напряженно трудиться. С другой стороны, у ее матери теперь есть возможность отдохнуть после тяжелой жизни и наслаждаться успехом дочери. Социальная обусловленность заставляет Дженет верить в то, что так и должно быть, однако печальная истина заключается в том, что она подверглась эмоциональному насилию со стороны матери и продолжает мириться с этим изо дня в день.

Из обоих примеров отчетливо видно, как люди позволяют, чтобы ими манипулировали; социальная обусловленность приводит к тому, что всегда находятся те, кто просто счастлив подчиняться таким манипуляциям. Однако настоящий воин никогда не прибегает к манипулированию такого рода. Подобные акты психологического насилия вызывают отвращение у человека, верящего в свободу. Сталкинг отличается от обычного манипулирования тем, что ведет к свободе, а не к порабощению.

Следует признать, что, когда воин выслеживает другое существо, это по-прежнему представляет собой манипулирование, однако его целью является освобождение не только самого воина, но и того существа, которое он выслеживает. Примеры Леона и Лидии в седьмой главе, по сути, представляют собой образцы как сталкинга, так и не-делания. Не позволяя себе реагировать привычным образом и выбирая вместо этого иной, продуманный образ действий, Леон и Лидия упражнялись в не-делании. Кроме того, благодаря своим продуманным действиям они преподали своим противникам урок того, как следует вести себя по отношению к другим существам. В результате пользу из случившегося извлекли и Леон, и Лидия, и их противники — именно так и должно быть, именно в этом заключается основа взаимозависимости всего живого. Однако, как будет показано ниже в этой главе, воин никогда не использует сталкинг, чтобы добиться несправедливого преимущества, и никогда не пытается преподать людям урок, если только, они сами не потребовали этого своими действиями».

 

Рубрика 5. Копилка. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.

Обсуждение закрыто.