Типы осознания

Данная статья построена на основе выбранных цитат из книги Теун Марез «Крик Орла».

«ИЗМЕРЕНИЕ — ЭТО ОПРЕДЕЛЁННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩЕГО ОСОЗНАНИЯ.

В ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВСЕЛЕННОЙ СУЩЕСТВУЕТ ВСЕГО ДЕСЯТЬ ТАКИХ УРОВНЕЙ ОСОЗНАНИЯ: ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ЕСТЬ ДЕСЯТЬ ИЗМЕРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОСОБО ИНТЕРЕСУЮТ ЧЕЛОВЕКА, ПОТОМУ ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ МИКРОКОСМ В МАКРОКОСМЕ. СУЩЕСТВУЕТ ТАКЖЕ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ВСЕВОЗМОЖНЫХ ДРУГИХ ИЗМЕРЕНИЙ. НО ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РАЗВИВАЮЩИМСЯ ОСОЗНАНИЕМ И ПОТОМУ ИХ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ НИ ФИКСИРОВАННЫМИ, НИ ПОСТОЯННЫМИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЭТИ ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИЗНАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МИРОВ, ИХ НЕ СЧИТАЮТ ИСТИННЫМИ ИЗМЕРЕНИЯМИ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МЫ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ (И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИНИМАЕМ) В РАСЧЁТ ЭТИ МИРЫ, ПОСКОЛЬКУ УЖЕ САМО ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОКАЗЫВАЕТ САМОЕ СЕРЬЁЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОСОЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ.

Понятие измерения свидетельствует об одном из наиболее волнующих открытий в области тайны осознания; речь идёт об открытии двух крайне отличающихся друг от друга типов осознания. Первый тип — его можно назвать внутренне присущим осознанием — существует в самом сердце всех форм жизни. Осознание напоминает основу, из которой соткана проявляющаяся жизнь. Оно является источником той вселенской силы, которую мы именуем намерением. С одной стороны, это осознание кажется нам воплощением простоты; с другой, оно демонстрирует нам свою разумность, которая, как ни странно, не похожа ни на что известное человеку. Именно это осознание вселяет благоговейный ужас перед своей очевидной безграничностью. В этом и заключается высшая степень его парадоксальности: если видеть его с одной стороны, оно кажется воплощением простоты, но взгляд с другой стороны убеждает в том, что оно кажется синонимом невообразимой сложности.

Более того: первичное осознание жёстко закреплено в рамках линейного хода эволюции. Одной могучей волной движения вперёд оно сметает всё на своём пути; но оно же внимательно следит абсолютно за всем. Неустанно продвигаясь из области познанного в область непознанного, это грандиозное осознание поглощает всякую форму жизни, причём делает это с явно определённой целью. Любой видящий, который хоть раз вступал в контакт с таким состоянием осознания, неизбежно замирает в безмолвном изумлении перед силой его колебаний и перед окружающей это состояние аурой невероятной древности. Подвергнуть эту предвечную силу анализу рационального разума, даже просто думать о ней — невозможно, ибо её древняя природа, её величие таковы, что после всех попыток человек лишь остаётся с чувствованием, что она была, есть и будет непоколебимо молчалива в своём предназначении и столь же неуклонно последовательна в своём намерении. Сегодняшние Толтеки знают, что это древнее осознание является выражением чистого бытия, воплощённого существования — выражением Того, что называется Невыразимым.

Именно это древнее, внутренне присущее осознание хранит девственную чистоту проявляющейся Вселенной. Это такое осознание, которое определяет все конкретные формы проявляющейся жизни, которое оформило четыре основных явления — материю, энергию, пространство и время. Данные явления служат кирпичиками, из которых строится здание проявляющейся Вселенной; но при этом, как ни удивительно, они вовсе не такие, какими кажутся. В своём изначальном состоянии эти четыре явления выступают в качестве четырёх направлений, в которых первичное осознание распространяет себя, образуя то, что можно определить как четырёхмерную цель. Следовательно, Толтеки пришли к пониманию того, что четыре явления — материя, энергия, пространство и время — представляют собой проявление четырёхмерного предназначения Невыразимого, удерживаемое в чистоте силой своего сконцентрированного намерения.

Второй тип осознания — чистая производная от первого. Второй тип является результатом составления карты непознанного. Он зависит от уровня личной силы, выработанной в процессе акта восприятия, и потому он всегда находится в состоянии постоянного изменения, движения и приумножения. Каждый конкретный момент восприятия рождает заново осознание второго типа — вот почему такое осознание называют ещё вечным сейчас. Оно может либо расти, либо уменьшаться, словно огонёк свечи под порывами ветра. И всё же, если рассматривать осознание второго типа во временном контексте, окажется, что кривая, отображающая рост этого осознания, несмотря на все колебания, постоянно ползёт вверх.

Такое развивающееся осознание относится к типу, порождаемому отдельными формами жизни независимо от их вида, занимаемой эволюционной ступеньки и относительного масштаба восприятия. Исходя из этого, логично заключить, что степень развития осознания человека очевидно определяется индивидуальным уровнем восприятия в данный конкретный момент времени. Иначе говоря, индивидуальное осознание определяется взглядами индивидуума на мир. Опять-таки, в главе третьей мы говорили о том, что индивидуальный взгляд на мир можно описать в виде круга, радиус которого соответствует степени настойчивости, с которой данный индивидуум исследует непознанное в течение своей жизни. Более того: поскольку данный тип осознания вбирает в себя всё на свете (в том смысле, что осознание второго типа захватывает и удерживает внимание личности), он заставляет человека применять своё осознание ко всем аспектам собственной жизни вместо того, чтобы наощупь, словно слепец, брести от одного чувственного ощущения к другому. Таким образом, общий результат действия развивающегося осознания состоит в том, что оно постоянно вынуждает человека возвращаться к себе, чтобы усвоить все чувственные ощущения, связать их в одно последовательное целое, действующее как самостоятельная единица.

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩЕЕ ЖИЗНИ ОСОЗНАНИЕ ЛИНЕЙНО НАПРАВЛЯЕТ ЭВОЛЮЦИЮ, ЗАФИКСИРОВАННОЕ В ЕГО ЦЕНТРЕ РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ОСОЗНАНИЕ ВЫТЯГИВАЕТ ВСЯКОЕ ЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДУГУ, ТЕМ САМЫМ ПОРОЖДАЯ ВКЛЮЧЕНИЕ (КОТОРОЕ В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ БЫЛО БЫ НЕВОЗМОЖНЫМ). ЭТО ВКЛЮЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ УСИЛИВАЕТ КОЛЕБАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОСОЗНАНИЯ.

Из сказанного видно, что человек, двигаясь вперёд изо дня в день, от одного чувственного ощущения к другому, тем не менее собирает все чувственные ощущения дня (и в более широком аспекте — всей жизни) в единое связное целое. Другими словами, независимо от того, осознаёт это человек или нет, его жизнь не является цепочкой отдельных, несвязанных между собой событий; наоборот, она оказывается результатом сведения всех прошлых ощущений в настоящем. Здесь можно говорить о постоянном «плетении узора» из отдельных жизненных фрагментов. Это «плетение» автоматически углубляет, усиливает человеческое чувство осознания, делая его более острым и проницательным.

Данное обстоятельство окажется ещё более интересным, если мы рассмотрим те отрезки времени, в течение которых человек сужает свой взгляд на мир, укорачивая радиус собственного восприятия. Каждый раз, когда это происходит, человек концентрируется на гораздо меньшей области восприятия и тем самым, как ни парадоксально, только усиливает своё развивающееся осознание. Причина этого заключается в следующем: поскольку человек в данный определённый момент времени оказывается неспособен «переварить» более широкий взгляд на мир, его чувственные ощущения не оказывают на него должного влияния. Далее: чувственные ощущения такого человека, не обладая достаточным влиянием, вполне могут быть отброшены как не имеющие никакой реальной ценности, и если при этом человек не сконцентрирует своё осознание, то в результате он будет и дальше бросаться от одних занятий или деятельности к другим, понапрасну расходуя свою личную силу. Вот почему в подобных случаях о концентрации человеческого осознания следует говорить как о спасительной милости — ведь именно благодаря подобной концентрации человек получает возможность достигнуть такой глубины видения, которая позволит ему совершить необходимые корректировки своего восприятия.

Если же человек упрямо отказывается от разумного использования такого способа усиления осознания и продолжает предаваться привычкам, которые и стали первопричиной этого усиления, то его взгляд на мир снова сужается (независимо от того, сознаёт он это или нет), тем самым обеспечивая ещё большее усиление осознания. Если позволить этому процессу развиваться далее, взгляд на мир станет таким узким, а уровень осознания настолько сконцентрированным, что восприятие жизни у данного индивидуума неизбежно скатится к саморазрушению. Этот процесс немного напоминает фокусирование солнечного луча при помощи лупы: по достижении критической плотности потока сфокусированный луч начинает сжигать всё, на что его направишь.

ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЙ ВЗГЛЯД НА МИР СТАЛ СЛИШКОМ СУЖЕННЫМ, УСИЛИВАЕТ СОБСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ ДО ЕГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ФОКУСА. КАК ТОЛЬКО ОСОЗНАНИЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ СФОКУСИРОВАННЫМ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОНО БЫСТРО ДОСТИГАЕТ КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ, КОТОРЫЙ КРАЙНЕ РАЗРУШИТЕЛЕН ДЛЯ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА».

 

Рубрика 5. Копилка. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.

Обсуждение закрыто.