Уровни Проявления

Данная статья построена на основе выбранных цитат из книги Теун Марез «Крик Орла».

«Активная разумность представляет собой космический тональ; он отрицательный, или женский, по отношению к нагвалю. И потому вся известная нам Проявляющаяся Жизнь берёт своё начало от той, которую Толтеки называют Матерью Всего Сущего.

Это она, которую зовут Стоящей Матерью, Марой, Плачущей, чьё плодовитое чрево наполнено бесконечной текучей энергией, напоминающей великие океаны; это она самоотверженно трудится в тяжести чрева своего, бесконечно давая жизнь предназначению Невыразимого. Мара, Плачущая, бесконечно молчалива в созерцании предназначения нагваля, и потому мы называем этот уровень существования Миром Тишины.

Однако Мара, как и всякая женщина, обладает двумя аспектами, и потому нам необходимо помнить, что потенциальная разумность является продолжением разума в Проявлении и потому он женский по отношению к разуму. По отношению к нагвалю потенциальный разум выступает прародителем Мары — вот почему Толтеки называют Мару Марой Непорочной Девой, лучащейся женщиной, чистой и незапятнанной в своём сновидении о божественном идеале. Но затем намерение оказывает давление на разум, чтобы побудить его к объединению, и в результате разум внедряет в потенциальный разум желание завершения, чтобы довести до конца процесс Проявления. При этом Мара Непорочная Дева оплодотворяется мужским партнёром — третьим аспектом Святой Троицы, который христиане называют Духом Святым. При этом, благодаря давлению намерения, потенциальная разумность (женщина) превращается в разумность активную, или второй аспект Мары, который в христианстве называется Матерью с младенцем. Иначе говоря, активная разумность (космический тональ) несёт в своём чреве зародыш развивающегося осознания.

Переходя к следующему уровню Проявления, мы сталкиваемся с ещё одной загадкой осознания: дело в том, что вместо следующего треугольника Проявления, точной копии первого, нам, как ни странно, предстаёт его зеркальное отображение. Причина этого заключается в том, что за пределами данной точки в проявляющейся Вселенной действует не только сила внутренне присущего осознания, но и сила развивающегося осознания. Иначе говоря, если до этого существовал лишь один тип осознания, то сейчас возникают уже два взаимодействующих друг с другом типа. Мы проясним эту мысль позже, когда станем глубже изучать Проявление.

Несколько ранее в этой главе мы отмечали, что такое взаимодействие между внутренне присущим и развивающимся осознанием создаёт такое качество, как включённость (данный элемент отсутствовал до настоящей точки Проявления). Естественно, включённость является целью эволюции, поскольку мы знаем, что предназначение нагваля состоит во включении непознанного в познанное. Следовательно, мы можем определить включённость как Проявление предназначения нагваля, хотя это, пожалуй, всё, что мы можем сказать о включённости. Кроме утверждения о том, что она воплощает предназначения нагваля, у нас нет ничего, что могло бы подтвердить (или опровергнуть) такое предназначение. Мы не должны никогда забывать о том, что знаем о Невыразимом крайне мало — разве что то, что оно стремится составить карту непознанного. Зато это позволяет нам утверждать, что Невыразимое стремится к познанию своего полного потенциала, хотя и смысл данного утверждения, и причина, вызвавшая это стремление, скрыты под кисеёй непознаваемого.

Следовательно, толтекские видящие дали включённости то же наименование, что и её непроявляющемуся партнёру — Оно Есть. Поскольку она определяется как Проявление предназначения нагваля, её ещё называют Око Орла, или просто Око. Но поскольку истинным выражением предназначения нагваля является именно намерение, качество включённости (Око) также оказывается Проявлением намерения.

О включённости (или намерении) нам известно всё ещё слишком мало — только то, что она происходит и потому существует. Об Оке мы знаем лишь по его влиянию на жизнь вообще, причём наиболее значительным влиянием является то, что человек воспринимает под названием «магнетизм». Аспектом этого влияния выступает сила гравитации. Несколько позже мы вернёмся к вопросу об Оке более подробно, а сейчас ограничимся лишь рассмотрением его влияния на Проявление.

Включённость является самым особенным качеством осознания, потому что в одних случаях она есть везде, в других — её нигде нет. Скажем, каждый мужчина, каждая женщина чувствуют, когда они настороже. Совершенно очевидно, что такое осознание основывается на всей совокупности прошлого и настоящего опыта, стимулируя ожидание будущего. Это ясно указывает на включающий характер осознания, хотя в момент настоящего ни один человек не сознаёт, каким именно образом прошлое, настоящее и будущее соединяются в одном крохотном мгновении восприятия. Этот момент настоящего, который называется сейчас, конечно, не похож на замёрзшую льдинку — наоборот, из-за линейности внутренне присущего осознания он неустанно движется вперёд, к следующему мгновению. Но ведь следующее мгновение, в свою очередь, тоже становится сейчас, причём то, что в момент прошлого было будущим, теперь оказалось настоящим, а следующий миг опять становится будущим. Вот этот бесконечный процесс, в котором прошлое, настоящее и будущее тесно взаимодействуют в настоящий момент, и лежит в основе понятия вечного сейчас. Реагируя на действие включённости, мы, тем не менее, никогда в действительности не осознаём включенность как таковую, ибо она присутствует везде и одновременно нигде.

Теперь рассмотрим, каким образом Проявление возникает из плана Совершенной Троицы. Здесь мы должны вспомнить, что третьим аспектом Совершенной Троицы является активная разумность, или космический тональ. Как и биологический разум, активная разумность распространяет свой потенциал на другой уровень Проявления. Это распространение особенно важно, поскольку оно знаменует отделение познанного от непознанного и одновременно открывает нам ещё одно важное обстоятельство.

Прежде всего, на уровне Совершенного Проявления активная разумность (или космический тональ) ещё не разделена на два полюса — познанное и непознанное. Иначе говоря, Мара всё ещё носит младенца во чреве. Этот неродившийся младенец является зародышем развивающегося осознания; его отцом выступает разум, испытывающий давление намерения. Между тем, развитие осознания может происходить лишь при условии, что познанное будет отделено от непознанного. В действительности это значит, что для ознаменования нового начала рождение младенца и отделение познанного от непознанного должны совпасть. Следовательно, на уровне Совершенности разделение полярных противоположностей всё ещё находится в потенциальной, а не реальной стадии.

В момент, когда активная разумность распространяет свой потенциал на новый уровень Проявления и рождается младенец, — начинает существовать развивающееся осознание. В этот момент времени развивающееся осознание может действительно напоминать крохотного новорождённого, но всё-таки оно уже является силой, которая ещё ни разу не присутствовала в Проявлении и потому оказывает на акт Проявления самое непосредственное и мощное воздействие. При этом линейная прогрессия внутренне присущего осознания оказывается внезапно и драматически нарушенной: она изгибается в дугу (благодаря чему возникает элемент включённости). С появлением новой силы во Вселенной начинает проявляться предназначение нагваля; а в соответствии с предназначением тут же и немедленно определяется (и ограничивается) направление эволюционного развития.

В результате этой драматической перемены активная разумность не только расширяет свой потенциал на новый уровень Проявления (как это уже было в случае с биологическим разумом), но и посредством силы включённости осознаёт предназначение нагваля. В результате этого активная разумность разделяет два полюса своего бытия — познанное и непознанное. В толтекской традиции этот поразительный акт запечатлён в древней идеограмме, которую можно перевести следующим образом: развивающееся осознание, сын человеческий, сын Невыразимого, хранитель познанного, рождается у Мары, поселившей в его сердце тайну его непознанного партнёра. Другими словами, Мара, как воплощение женского непознанного, не только даёт жизнь развивающемуся осознанию (мужскому познанному), но и внедряет в его сердце знание, необходимое для того, чтобы составить карту непознанного (рис. 22). Мы можем выразить эту мысль средствами христианского вероучения следующим образом: в сердце Адама было изначально заложено потенциальное стремление к партнёру-женщине — Еве.

Рисунок 22. Проявление (2-й уровень)

Из данного утверждения логично предположить: поскольку отделение познанного от непознанного является актом активной разумности, которая, в сущности, является женским, т. е. непознанным, первым определяемым полюсом должно естественно быть непознанное. А уже из полюса непознанного выводится второй полюс — познанное. Эти два полюса активной разумности начинают существовать в результате рождения развивающегося осознания, но при этом для истинного развития осознания совершенно необходимо, чтобы эти два полюса были заранее разделены. Следовательно, развивающееся осознание, будучи основным условием материализации предназначения нагваля, косвенным образом отвечает за Проявление этих двух полюсов. Вместе с тем, развивающееся осознание является прямой производной предназначения нагваля — той двойственности, которая не только является исключительным свойством развивающегося осознания, но также отвечает за создание Ока — зеркального отражения предназначения нагваля.

Благодаря уникальному взаимодействию между предназначением нагваля и развивающимся осознанием весь данный уровень Проявления оказывается зеркальным отражением Совершенной Троицы. Будучи производной от предназначения нагваля, развивающееся осознание становится тождественным нагвалю, а познанное как зеркальное отражение активной разумности, становится тождественно разуму. В свою очередь, непознанное является зеркальным отражением давления намерения — вот вам основа одной из наиболее поразительных истин осознания.

Необходимо помнить, что объединяющее начало, или намерение, соответствует воле нагваля к Проявлению. Цель этого Проявления состоит в исполнении предназначения нагваля. Мы уже знаем, что предназначение это состоит в объединении познанного и непознанного. Иначе говоря, нагваль фокусирует своё намерение на непознанном, при этом сила намерения извлекает оттуда всё, на что она направлена. Фактически, намерение не только извлекает из непознанного всё, на что оно направлено, но на самом деле материализует это!

Нагваль начинает со своего предназначения, фокусируя на нём своё намерение. Затем намерение превращается в давление и начинает воздействовать на разум. Это приводит к Проявлению, благодаря которому происходит материализация предназначения нагваля. Именно поэтому утверждается, что во Вселенной существует лишь одна всепроникающая сила — намерение — и что эта сила является всемогущей. Нам неизвестно, что в действительности представляет собой намерение, как, впрочем, и принцип его действия; единственное, что мы знаем, это то, что фокусировка намерения на любом предназначении приводит вначале к превращению намерения в давление, которое затем материализуется в конкретную цель данного предназначения.

Это не значит, что в желаемую цель материализуется само намерение, ведь мы помним, что оно всегда остаётся неизменным в своём плане бытия. Скорее следует говорить о том, что намерение «лепит» желаемую цель из материала разума. С другой точки зрения, творения намерения действительно являются продуктом его материализации (поскольку разум и намерение есть лишь противоположные полюса одного и того же, а именно — осознания нагваля). Из этого можно сделать потрясающее умозаключение: вся проявляющаяся Вселенная была создана вторым аспектом Святой Троицы из материала её третьего аспекта — разума, который является сам собою!

Итак, какими бы трудными для понимания ни оказались данные рассуждения, мы вынуждены признать, что непознанное на самом деле является материализацией давления намерения, т. е. в конечном счёте — самого намерения. И всё же намерение и разум продолжают существовать отдельно друг от друга, точно так же, как отец и мать ребёнка остаются отдельными личностями после рождения младенца.

Данное соображение позволяет лучше понять таинственный смысл христианского утверждения о том, что Ева была сотворена из ребра Адама. Если человек является микрокосмом в макрокосме, значит, логично предположить, что микрокосм должен отражать макрокосмический процесс Проявления. Разбирая следующий уровень Проявления, мы воочию убедимся в том, как это происходит, а пока что лишь скажем, что Адам является архетипом мужчины, но для него, как мужчины, непознанное заключается в его женском партнёре — Еве, женщине. Это и есть точное отражение макрокосма, в котором Невыразимое (мужское непроявляющееся) стремится познать своего непознанного партнёра — Проявление, или космическую Еву.

В определённом смысле непознанное является судьбой всех форм жизни — вот почему предсказать судьбу просто невозможно. Любой из нас может знать о своей судьбе не более того, что называется фатумом. Между тем фатум представляет собой лишь небольшую частицу судьбы, которая отражает предназначение данной конкретной жизни, и потому её невозможно узнать заранее, за исключением той её части, которая уже проявилась в событиях прошлого. Причина этого в том, что все жизненные формы, не исключая человека, являются лишь крохотными фрагментами той великой жизни, которую мы именуем Невыразимым и предназначение которой заключается в составлении карты непознанного. Это значит, что непознанное должно быть судьбой всякой жизни. Вот почему мы называем непознанное Миром Судьбы. Видящий воспринимает этот уровень существования несколько мрачноватым и таинственным, но всё же полным самых фантастических сочетаний цвета; потому этот мир также называют цветом.

Познанное содержит в себе всё, что составляет уже раскрытую, известную часть судьбы. Сюда входит опыт прошлого, как положительный, так и отрицательный. Таким образом, известная часть судьбы представляет собой странную смесь энергий, которые, с одной стороны, совершенно гармоничны, а с другой — абсолютно несовместимы. Поэтому данный уровень существования называется Миром Оценки или Миром Сознания. Видящий воспринимает этот уровень как напряжённый резонанс между противостоящими друг другу силами — резонанс, дающий видящему ощущение звука.

Будучи зеркальным отражением предназначения нагваля, развивающееся осознание также отражает Проявление намерения. Здесь необходимо вспомнить о том, что в Святой Троице намерение тождественно внутренне присущему осознанию, как единому целому (данное обстоятельство поначалу привело толтекских видящих к предположению о существовании одного-единственного осознания). Поскольку развивающееся осознание является зеркальным отражением намерения и в конечном счёте также и внутренне присущего осознания, ему присуща способность к движению — как показывает окончательный анализ, любому виду осознания так или иначе свойственно двигаться. Более того: поскольку оно обладает всеми качествами внутренне присущего осознания (в сущности, сына), мы видим, что на данном уровне существования сын вновь обретает плоть, только на этот раз в куда более значительном смысле (с человеческой точки зрения это является непосредственным заимствованием).

Если не забывать о том, что всё предназначение Проявления заключается в развитии осознания во имя включения непознанного в познанное, то напрашивается логический вывод о том, что всякая проявляющаяся жизнь приводит к появлению развивающегося осознания. Поэтому мы говорим о развивающемся осознании как о сыне, который есть тот, кого ищет каждый человек. Так как сын обладает свойствами как проявляющегося, так и непроявляющегося, он есть сын человеческий, который является сыном Невыразимого. Более того: поскольку Мара поселила в его сердце тайну его непознанного партнёра, можно заключить, что если нам когда-нибудь удастся познать самих себя, значит, мы сможем обнаружить в своих сердцах ключ к познанию нашего непознанного партнёра. Вот почему мы называем этот уровень существования путём с сердцем.

Христиане называют сына Словом; но из сказанного выше становится ясно, что мы не вправе принимать библейскую историю буквально. Да, женщина по имени Мария действительно существовала, и, хотя она не была девственницей в современном понимании этого слова, тем не менее она действительно понесла младенца, которого звали Иисус. Но это сказка в сказке, смысл которой далеко выходит за рамки данного труда. Достаточно сказать, что данная библейская история верна при условии её понимания как повествования, открывающего истину относительно Проявления на данном конкретном уровне. Великая Сущность, ступившая на эту Землю около двух тысячелетий назад, которую христиане считают своим Спасителем Иисусом Христом, была воплощением принципа развивающегося осознания — сыном человеческим, который также является Сыном Божиим и который есть в этом мире, но не принадлежит к этому миру. Рождённый Марой — Непорочной Девой, которая явилась воплотить помыслы Невыразимого, — именно он является тем, кого ищет каждый человек.

Необходимо понять, что это искомое существо — не то, которое живёт неизвестно где, — нет, это наш собственный, внутренний центр бытия, развивающееся осознание, открывающее нам предназначение нагваля и его намерение, приводящее непознанное в пятно света, отбрасываемое познанным. Кстати, Иисус Христос учил, что «царство Божие внутри нас» и что «вначале вы должны открыть царство Божие». И всё же даже две тысячи лет спустя человек не распознал смысл этого послания. Вот почему христианин до сих пор ищет спасения вне себя, потому-то индуист всё ещё надеется услышать голос Кришны, а мусульманин по сей день ждёт света имама Махди. Потомки Магов до сих пор ожидают звезду Заратустры, а алхимики ещё не отказались от мысли найти Философский камень; тем временем каббалист упорно размышляет над неуловимыми свойствами Тиферет. Свободные масоны горюют об Утраченном Слове, римский певец бродит там и сям в поисках Утраченной песни, баскский танцор пытается вспомнить Забытый танец, а исполнитель фламенко никак не найдёт Потерянный ритм.

Впрочем, толтекский воин знает, что ничего утраченного не бывает, и потому искать ничего не нужно. Если и было что-то утрачено, — это знание человека о своём внутренне присущем потенциале и о своей судьбе магического существа Вселенной; поэтому для воина развивающееся осознание является центром его внутреннего существа, а Путь с Сердцем оказывается единственным актом, оправдывающим бесценный дар — жизнь.

Этот уровень Проявления мы называем Созидающей Троицей; именно эта Троица силы и является Сновидящим. Если мы хотим разобраться, почему эту Троицу необходимо рассматривать именно в таком свете, нам придётся вернуться к началу наших исследований Проявления. Вначале вспомним о том, что во время первого акта созидания разум под воздействием давления намерения расширяет свой потенциал на Проявление. Во втором акте созидания намерение вновь оказывает давление на разум, чтобы потенциальная разумность осознала собственную незавершённость. После такого осознания потенциальная разумность начинает сновидеть свою всеобщность.

Говоря о сновидении, очень важно понять, что оно является актом, в котором осознание смещается в сторону изменённого состояния восприятия. Следовательно, Искусство сновидения не Сводится к обыкновенным снам — наоборот, оно представляет собой совершенно сознательное действие, предпринимаемое по собственной воле. В определённом смысле ближе всего к Искусству сновидения стоит обычный дневной сон-дремота (хотя он отличается своей крайней хаотичностью и отсутствием реального смысла или предназначения — в этом отношении дневной сон совершенно бессилен и не имеет особой практической ценности). Конечно, это не подразумевает, что дневной сон и связанные с этим сновидения в принципе не могут иметь применения; речь скорее о том, что нам необходимо вначале научиться правильно его использовать.

Итак, когда мы утверждаем, что потенциальный разум начинает сновидеть, подразумевается, что в стремлении к завершённости потенциальная разумность вызывает в себе изменённое состояние восприятия. Следовательно, то, что мы называем расширением сознания, в действительности является изменёнными состояниями восприятия, т. е. сновидениями, каждое из которых не менее реально и ценно, чем предыдущее. Хотя данная идея не слишком удобна для жителя западного полушария, который привык к тому, что единственно возможной реальностью является плотный физический мир, однако рациональный разум может хотя бы немного удовлетвориться тем соображением, что внутренне присущее осознание образует основу всякого проявления. Поскольку единственным предназначением проявления является развитие осознания, нетрудно догадаться, что сновидение потенциальной разумности отчасти материализуется в Проявлении Созидающей Троицы. Однако такое сновидение может быть полностью реализовано лишь тогда, когда непознанное будет включено в познанное, ибо только в этом случае можно говорить о всеобщности себя. Следовательно, процесс Проявления не может остановиться у отметки, знаменующей появление развивающегося осознания, поскольку данный момент является лишь началом развития. Способность к включённости (т. е. манифестация намерения) вновь подчёркивает предназначение нагваля. В результате этого развивающееся осознание, выступающее зеркальным отражением этого предназначения, начинает сновидеть существование собственного эволюционного развития, что также входит в предназначение нагваля.

Поскольку полюса активной разумности уже определены, развитие осознания, начиная с этого момента, может совершенствоваться далее уже с реальным смыслом и значением — именно поэтому Созидающую Троицу можно определить как Сновидящего. Здесь необходимо уяснить: хотя смысл сновидения потенциальной разумности заключается во всеобщности себя, реальным это сновидение становится лишь на втором уровне Проявления, когда возникает развивающееся осознание и познанное отделяется от непознанного. Иначе говоря, стремясь к своей всеобщности, потенциальная разумность материально воплощает Созидающую Троицу, хотя именно развивающееся осознание (как предназначение нагваля) при помощи сновидения отправляет своего партнёра из непознанного в свет познанного. В этом смысле Созидающая Троица является существом сновидения, или Сновидящим высшего порядка.

Мы уже определили два полюса космического тоналя; но эти полюса всё равно соответствуют второму и третьему аспекту Сновидящего и поэтому являются неотъемлемой частью его бытия. Это значит, что Сновидящий всё ещё не обладает чувством объективности по отношению к этим двум полюсам своего бытия; из этого следует, что Сновидящий, как и его прародительница Святая Троица, чтобы познать самого себя, должен отражать себя в Проявлении. Это во многом напоминает зеркало, которым мы пользуемся, чтобы рассмотреть своё отражение в нём, — ведь без зеркала нам вряд ли удастся когда-нибудь увидеть собственное лицо.

Следовательно, Сновидящий начинает сновидеть существование третьего уровня Проявления. Чтобы разобраться в том, как это происходит, необходимо помнить, что и Сновидящий, и Совершенная Троица являются гермафродитами по своей природе. Согласно законам Проявления, Совершенное является женским по отношению к Троице, но мужским относительно Сновидящего. Точно так же Сновидящий является женским по отношению к Совершенному, но мужским по отношению к Проявлению, Сновидимому. Будучи гермафродитом, а также вследствие отделения непознанного от познанного Сновидящий обладает как мужским, так и женским потенциалом; ему также свойственны отношения, подобные тем, что существуют между мужчиной и женщиной. Но в данном случае Сновидящий не осознаёт своей принадлежности ни к мужскому, ни к женскому началу и не понимает смысла и предназначения разумного сотрудничества. Следовательно, для Сновидящего непознанное сводится к половой принадлежности.

Наиболее поразительным актом истинного созидания является третья фаза Проявления, поскольку именно в этой фазе появляется Существование в нашем его понимании. Поэтому Сновидящий также называется Созидающей Троицей, поскольку это мужская особь, не сознающая принадлежности ни к мужскому, ни к женскому полу, которая познаёт своего женского партнёра и в сновидении мечтает стать мужчиной. В христианстве Адам сновидел Еву и в этом сновидении третий аспект Сновидящего — познанное — стремилось к непознанному, то есть к Еве.

Это «стремление» третьего аспекта, который, как мы знаем, тождествен разуму, представляет собой проявление потенциала Сновидящего в новом плане существования. Данный потенциал является одновременно мужским и женским, из чего следует, что такое проявление есть выражением двух полюсов. Иначе говоря, Сновидящий до предела расширяет своё знание о себе и, мысленно (разумом) достигнув границ мужского познанного, вынужден прочувствовать (сердцем) свой путь в глубину женского непознанного. Именно такое «расширение» потенциала Сновидящего проявляет себя в виде мужского или женского. Однако здесь важно указать, что на данном уровне Проявления мы имеем дело лишь с разделением потенциала Сновидящего на мужское и женское, а не с собственно мужчиной и женщиной. Следовательно, говоря о данном уровне Проявления, мы должны понимать, что говорим о мужественности и женственности существа Проявления, а не о мужчине и женщине в обычном понимании.

Итак, два полюса активной разумности определены. Они проявляются в стремлении мужского Сновидящего познать свою половинку Еву. Стало быть, первым полюсом, который необходимо установить в новом плане Проявления, является женственность, а за ней уже последует партнёр-мужчина. Естественно, этот новый полюс представляет собой проявление потенциала Сновидящего, направленного на то, чтобы познать себя как мужское и женское начала. Эти два полюса — мужественность и женственность — являются совершенным отражением космического тоналя и открывают нам один из наиболее интересных (и наиболее смущающих) фактов.

Если мы вспомним, что Сновидящий является мужским по отношению к своему созданию, то окажется, что потребность в созидании присуща именно мужчине. Эта потребность в созидании может быть удовлетворена лишь за счёт разделяющего свойства разума, который в данном случае тождествен познанному. Познанное подразумевает, что мужское в Существе сновидения стремится познать женское непознанное; отсюда легко увидеть, что мужское начало тождественно мужскому познанному (рис. 23).

Рисунок 23. Проявление (3-й уровень)

Данное рассуждение со всей очевидностью предполагает, что женское начало соответствует непознанному (мы уже убедились в истинности этого). Однако здесь возникает и определённое разночтение: дело в том, что после отождествления мужского начала с мужским познанным ученики неспособны понять, каким образом женское удаётся отождествить с непознанным — ведь если непознанное является аспектом мужского Сновидящего, значит, оно также должно принадлежать к сфере мужского. В данном утверждении ученики принципиально правы — но при этом они забывают о том, что Сновидящий является мужским относительно всего им создаваемого. Следовательно, в отождествлении женского с мужским непознанным не будет никакого противоречия — ведь совершенно очевидно, что по отношению к мужскому познанному даже мужчина окажется женским началом. Впрочем, в том, что касается женщины в её собственном плане, мужчина в основном остаётся самим собой. У вас будет куда меньше неясностей, если я напомню вам, что мы говорим здесь об аспектах бытия, а не об отдельных физических существах, принадлежащих к тому или иному полу.

Укрепив свой потенциал в новом плане Проявления, Сновидящий разделяет его на мужской и женский. Впрочем, эти два полюса с очевидностью являются лишь двумя аспектами осознания Сновидящего и потому их нельзя считать полноценным Проявлением. Следовательно, Сновидящий, чтобы добиться полного Проявления, должен проявить в этом плане свой первый аспект (т. е. развивающееся осознание). При этом Сновидящий осуществляет некий акт, который выглядит в равной степени гениальным и совершенно алогичным. В основе этого акта лежит большой пласт знания, поэтому мы подробно рассмотрим его далее.

Не забывайте: цель Сновидящего заключается в том, чтобы познать своего непознанного женского партнёра; однако нам известно, что непознанное есть отражение оказываемого намерением давления (рис. 22). Кроме того, следует помнить о том, что Проявление происходит именно вследствие давления намерения. Именно женское в Сновидящем, будучи выражением намерения, осуществляет давление на мужское в Сновидящем, тем самым создавая предпосылки материализации цели Сновидящего. Иначе говоря, женская часть Сновидящего заставляет мужское начало вывести её на свет познанного (здесь полезно вспомнить, что мужское тождественно познанному). Однако в данном конкретном случае, когда Сновидящий отделяет своё мужское от своего женского, наличие познанного предполагает, что Сновидящий уже знает о своей одновременной принадлежности к мужскому и женскому. Из этого следует, что мужское качество, которое является выражением познанного, распространяет свой потенциал, проявляя себя в том виде, в котором оно себя познало (т. е. одновременно в мужском и женском обличье — см. также рис. 23).

Данный акт действительно способен смутить своей явной регрессивностью, однако на деле он оказывается направленным совершенно в противоположном направлении. Впрочем, чтобы понять это, вначале необходимо вспомнить, что, пока Сновидящий не проявит свои два полюса — мужской и женский, — он не сознаёт своей принадлежности ни к тому, ни к другому началу. С другой стороны, после разделения своих полюсов Сновидящий может познать свою мужскую и одновременно женскую сущность, лишь вновь соединив их и добившись их одновременного Проявления. Если бы Сновидящий проявил отражение своего первого аспекта, а именно развивающегося осознания, в виде мужского либо женского, ему всё равно не хватило бы другой своей половины; в этом случае данный акт был бы действительно регрессивным.

У этого важного соображения есть достаточно серьёзные следствия. Например, мы знаем, что свет можно увидеть лишь на тёмном фоне, а темноту, соответственно, можно рассмотреть только противопоставив её свету; следовательно, свет отделён от тьмы. Если бы свет и тьма не были разделены, мы не знали бы разницу между ними и жили бы в мире без дня и ночи, наполненном полупрозрачным серым светом. Тот же принцип применим и к Сновидящему, который ранее пребывал в незнании своей истинной природы, а теперь просто лучится новым знанием. Следовательно, это новое Проявление Сновидящего мы назовём светящимся существом.

Самое поразительное следствие из сказанного выше заключается в том, что, хотя начало процессу Проявления положило Невыразимое, занимавшееся поисками непознанного, теперь, благодаря Проявлению, Невыразимое знает, что на самом деле непознанное является частью всего его бытия! С точки зрения христианства это можно объяснить так: теперь Адам знает, что Ева является его собственным внутренним непознанным, но, хотя она до сих пор во многом остаётся непознанным, Адам всё же знает, что для составления карты этого непознанного ему придётся заглянуть внутрь себя. Именно эта мысль лежит в основе толтекского утверждения, что единственное существующее знание — это знание себя. На этом же основано и другое высказывание о том, что все пути ведут в никуда и, следовательно, Путь Воина является не упражнением для духовного развития, а скорее эмпирическим способом самопознания.

Как видно из рис. 23, эта конечная троица представляет собой точную копию Сновидящего; поскольку она является продуктом сновидения Сновидящего, мы называем её Сновидимым. В этой троице мужское есть выражение не только познанного, но также активной разумности и в конечном счёте самого биологического разума. С другой стороны, женское, как полярная противоположность разума, оказывается выражением непознанного, а заодно давления намерения; следовательно, женское в конечном счёте представляет собой то же намерение. Однако намерение Невыразимого проявляется в Сновидящем как желание познать свою другую половину, поэтому женское выражает себя в виде эмоции (т. к. основой эмоций является желание). Отсюда следует вывод: то, что мы воспринимаем как эмоции, на деле является выражением намерения; именно поэтому ученики нередко допускают ошибку в различении эмоций и чувств.

Итак, эмоция является выражением намерения, тогда как чувство — выражением иррационального знания. Между ними существует действительно тонкое, но всё же чёткое и важное различие, которое необходимо понимать во избежание дальнейших недоразумений. Хотя эмоции и чувства тесно взаимосвязаны (они принадлежат к одной и той же левой стороне разума), между намерением и иррациональным нельзя поставить знак равенства. Различие будет легче понять, если мы поймём, что любое чувство, являющееся выражением иррационального знания, будет всегда вызывать определённую эмоциональную реакцию точно так же, как любая рациональная мысль вызывает эмоцию. Никогда не забывайте о том, что эмоция является вторичным импульсом, зародившимся в процессе акта восприятия. С тем же успехом можно сказать, что в процессе акта восприятия намерение активизируется в виде вторичного импульса. Первичным же импульсом, возникающим в результате любого акта восприятия, является личная сила, которая, безусловно, представляет собой знание — конкретное знание, отмечаемое либо в виде рациональной мысли, либо в образе иррационального чувства. Другими словами, любой акт восприятия имеет возможность быть отмеченным либо правой, либо левой стороной, однако в обоих случаях это породит вторичный импульс (эмоцию).

Таким образом, разум и эмоции образуют два полюса осознания светящегося существа. Естественно, само по себе светящееся существо является отражением развивающегося осознания; однако сейчас оно уже знает о своей принадлежности одновременно к мужскому и женскому и потому оказывается истинным образом этого знания. Видящий воспринимает светящееся существо в виде гигантского яйца, разделённого на два отсека — соответственно на левую и правую часть. Правая часть соответствует мужскому началу Сновидящего, которое в конечном итоге является выражением разума. С другой стороны, левая часть тождественна женскому началу Сновидящего, соответствующему эмоциям (т. е. выражению намерения).

Чтобы не запутаться в отношении направления, вы должны понять, что работая с данными моделями, мы смотрим на них так, что левая и правая части оказываются «перевёрнутыми наоборот». Каждый мужчина, каждая женщина представляет собой микрокосм в макрокосме, но, чтобы воспринимать себя именно в таком качестве, мы должны найти своё место внутри общего целого. Единственный способ сделать это, образно говоря, состоит в том, чтобы развернуться внутрь себя, повернуться спиной к этому общему целому. При этом познанное останется справа от нас, а непознанное — слева.

Эмоции, подобно своему прародителю непознанному, воспринимаются видящим также в виде цвета, но эти комбинации цвета испускаются уже более совершенным знанием, и потому по сравнению с мутными оттенками непознанного кажутся более яркими и фосфоресцирующими. Поэтому женское мы называем Миром Красоты.

Мужское, или третий аспект Сновидимого, как и его прародитель разум, также вынужденно перемещается в новое состояние бытия. Поэтому мужское называется Миром Трансформации (ибо материал, из которого он состоит, служит для образования сущности трансформации).

Видящему светящееся существо предстаёт как сгусток энергетических полей электромагнитной природы, проявляющихся в виде гигантского светящегося яйца. В конце концов (мы увидим это позднее) светящееся существо является настоящим проявлением плотного физического воплощения мужчины либо женщины и потому его часто называют Иным, или просто Двойником. Больше того: существует целый мир, в котором ясно видны энергетические поля, содержащиеся в светящемся яйце, так что этот уровень существования часто называют ещё Миром Магов.

Так мы приходим к определённому выводу относительно этой стадии проявления (или фазы развития осознания); но прежде чем подвести итог данной главе, давайте кратко суммируем всё, что нам известно на данный момент о Проявлении.

Итак, нам совершенно ясно, что основная модель Проявления (рис. 15) демонстрирует нам общую картину акта Проявления. В модель включены также Святая Троица и Совершенная Троица и их отражения, Сновидящий и Сновидимое. Следовательно, потенциальная разумность (согл. рис. 15) в действительности является Совершенной Троицей, а космический тональ оказывается двумя аспектами осознания Созидающей Троицы. Развивающееся осознание, или первый аспект Созидающей Троицы, является не только продуктом разделения двух полюсов, но и причиной своей собственной эволюции. Оно способствует эволюции, направляя своё отражение (Сновидимое) при помощи сновидения в план существования (рис. 24).

Рисунок 24. Пустота и три троицы

В результате у нас получается великая пустота — Ни-Что — которая проявляет три различные троицы: Совершенную, Сновидящего и Сновидимое, причём каждая из этих троиц представляет собой выражение трёх потенциальных аспектов Невыразимого. Будучи первым выражением всяких последующих Проявлений, Совершенная Троица отождествляется с нагвалем. Сновидящий, являясь в сущности выражением воли к Проявлению, отождествляется с намерением, а Сновидимое — это состояние бытия, в котором Сновидящий уже знает о своей прирождённой природе, — отождествляется с познанным, т. е. с разумом. Именно три эти троицы получили название три великих диапазона энергетических полей.

Таким образом, круг замкнулся: на данном этапе движение ограничивается темпом Проявления. Совершенно ясно: чтобы двигаться дальше, весь процесс должен каким-то образом повториться. Но прежде чем такое повторение станет возможным, необходимо, чтобы троица Сновидимого проявилась в виде основополагающего единства её предшественницы, Святой Троицы. Это и происходит в действительности (рис. 25).

Рисунок 25. Десять измерений

Светящееся существо, не ведая о своей мужской и одновременно женской природе, мгновенно вновь поглощает оба полюса своего осознания, тем самым совершая не только объединение, но и так называемое самооплодотворение. Естественно, что результатом такого союза становится единство; но в отличие от его прародителя (Невыразимого, Ни-Что) данное единство содержит в себе основополагающий элемент, являющийся результатом первой стадии Проявления. В любом случае в первой стадии Проявления возникает элемент времени. В великой пустоте Невыразимого было только Ни-Что, не было даже времени; а вот во вторичном Проявлении единства возникло уже то Нечто, которое мы называем временем — оно зародилось в тот самый момент, когда впервые пустота Ни-Что взволновалась и пошла рябью.

С появлением единства во времени Проявление вынуждено перейти к совершенно новой стадии прогрессивного развития. Это новое развитие во всех отношениях напоминает первую стадию — за исключением того, что теперь влияние включённости приводит элемент времени во вторичное Проявление упомянутого единства. Проще говоря, это новое единство теперь осознаёт наличие элемента времени, в результате чего осознание обретает новое измерение — измерение времени.

Время — это совсем не то, что подразумевает под этим словом человек; впрочем, любое объяснение его истинной природы заведёт нас гораздо дальше рамок данного исследования. Поэтому будет достаточно сказать, что время является продуктом восприятия процесса жизни. Естественно, процесс жизни соответствует процессу развития осознания. Давайте рассмотрим следующее уравнение:

Если t — время, а a — осознание,

то: t=c/a, где c — постоянная (временная).

Осознание стремится к бесконечности, а время — к нулю. Анализ следствий из данного уравнения откроет нам куда большую истину, чем миллион слов.

Несколько ранее в этой главе я утверждал, что измерение представляет собой конкретное выражение внутренне присущего осознания и что существует ещё десяток измерений. В целом данное утверждение говорит само за себя, потому что окончательный анализ показывает, что всякое Проявление является всего лишь выражением внутренне присущего осознания Невыразимого.

Тут необходимо прояснить один момент, связанный с использованием понятия «измерение». Вдумчивый читатель, вероятно, уже заметил, что, несмотря на утверждение о существовании десяти измерений (выражений внутренне присущего осознания), элемент времени также называется в числе измерений. На первый взгляд это несколько сбивает с толку, поэтому представляется целесообразным внести некоторые пояснения на сей счёт.

Действительно, существует только десять измерений; однако, как мы уже убедились, эти десять измерений развиваются в четырёх направлениях, считая от общей точки их происхождения, т. е. внутренне присущего осознания. Пожалуй, это одно из самых трудных для словесного объяснения положений, чья сложность и запутанность лишь увеличиваются с каждой попыткой сделать их более доступными.

Здесь же будет достаточно заметить, что существуют четыре стадии Проявления, которые накладываются друг на друга таким образом, что результат наложения проще охарактеризовать как четырёхмерное существование. Ближайшей аналогией, которая приходит мне в голову, являются ярусы — четыре яруса, расположенные друг над другом. Эти четыре яруса (или стадии) Толтеки называют четырёхмерным предназначением Невыразимого, а человек определяет как материю, энергию, пространство, время (МЭПВ).

Эти четыре выражения МЭПВ не являются «плоскими» в соответствии с общераспространённым пониманием измерения; каждое из этих измерений само по себе трёхмерное. Точно такой же, не «плоской», а объёмной, является жизнь. Необходимо заметить, что Толтеки определяют понятие измерения как состояние существования, подразумевая трёхмерность последнего. Следовательно, каждое из десяти измерений Проявления тоже является трёхмерным, как и четыре выражения МЭПВ. Однако МЭПВ — это не прямое выражение внутренне присущего осознания как такового, а скорее результат четырёхмерного проявления десяти измерений; следовательно, МЭПВ нельзя считать измерениями Проявления. Впрочем, МЭПВ предполагают конкретные выражения тех или иных состояний существования и в этом смысле их можно называть измерениями.

И ещё одно замечание, чтобы уж совсем запутать вас, читатель: в совокупности четыре измерения МЭПВ составляют некое большое, общее состояние существования, которое Толтеки называют четвёртым измерением. Как видите, основная проблема понимания заключается в семантике и вряд ли может быть разрешена до тех пор, пока человек не будет в состоянии понять, что же такое четвёртое измерение на самом деле.

Все эти десять измерений (которые также являются десятью точками человека) показаны на рис. 25. Во избежание разночтений здесь будет целесообразно упомянуть систему Проявления, предложенную Карлосом Кастанедой. В своей системе Кастанеда утверждает, что человек обладает восемью точками, а именно нагвалем, тоналем, волей, видением, сновидением, чувствованием, речью и разумом. Эта система построена на основе принципа семикомпонентного строения человека и Вселенной. Согласно данному принципу, тональ и шесть его качеств дают в сумме семь компонентов, «подвешенных» в пустоте или в Ни-Что (оно же — нагваль); в совокупности получается восемь компонентов. Ещё в начале этой главы я указывал, что кроме основной, трёхкомпонентной модели строения существуют также пяти-, семи- и деся-тикомпонентные модели. Здесь я решил привести объяснение десятикомпонентного строения не только ради того, чтобы следовать традиции моей магической родословной, но и потому, что из всех остальных моделей эта является самой простой для понимания, а также наиболее часто употребляемой и (в конечном счёте) самой точной. Впрочем, читатели-энтузиасты семикомпонентной модели строения вполне смогут разработать её на основе содержащегося здесь материала.

Обратите внимание, что в число десяти измерений не входит включённость. Это объясняется тем, что включённость является не выражением внутренне присущего осознания, а скорее продуктом взаимодействия между внутренне присущим и развивающимся осознанием. Более того: природа включённости такова, что данное качество можно обнаружить на всех уровнях Проявления «до» той точки, в которой она впервые начала существовать. Не забудьте также, что включённость является Проявлением предназначения нагваля (именно это обстоятельство, в сочетании с всепроникающим свойством включённости и привело христиан к идее всемогущего, вездесущего и всеведущего Бога). Вот почему включённость обычно не входит в модель вроде той, что изображена на рис. 25 и лишь при необходимости изображается в точке своего происхождения».

Примечание: в квадратных скобках приведены каббалистические названия. Линии, которые соединяют измерения [миры], символизируют существующие между измерениями электромагнитные взаимодействия.

Рисунок 26. Древо жизни (Оз Хиим)

Читатели, знакомые с учением Каббалы, уже узнали в схеме десятикомпонентного строения человека и Вселенной десять сефирот «Оз Хиим» — «Древа Жизни» (рис. 26). Конечно, толтекские названия значительно отличаются от иудейских, в некоторых случаях встречаются даже расхождения, но в целом каббалисты сохранили эту модель нетронутой до наших дней. К сожалению, большинство сегодняшних поклонников Каббалы более не понимают ни истинного значения этой модели, ни следующих из неё выводов. Такая же печальная судьба не миновала и христианские священные книги: те, кто имеет глаза, чтобы видеть, конечно могут найти в этих бесценных писаниях все истины Неба и Земли; но сами христиане попались в ловушку буквализма и поклоняются дословно понимаемым словам и фразам, которые уже давно непонятны даже большинству служителей христианской церкви».

 

 

Рубрика 5. Копилка. Добавьте постоянную ссылку на эту страницу в закладки.

Обсуждение закрыто.